РЕКОНСТРУКЦИЯ МАРИИНКИ

zdanie

Судьбу Гергиева решит архитектурный конкурс

Вчера Председатель Госстроя РФ Анвар Шамузафаров сообщил Газете, что проект реконструкции Мариинского театра будет выбран по результатам закрытого конкурса. Заявки на конкурс будут поданы на днях, после чего будет опубликован список претендентов. Сам конкурс состоится через месяц после приема всех заявок: ожидается, что это произойдет в середине-конце марта. По словам г-на Шамузафарова, до подведения итогов конкурса Госстрой не будет комментировать свое отношение к представленным проектам, чтобы «не было окольных разговоров и выбор проектов и подрядчиков происходил не на личных связях кого-то с кем-то, а на тендере». Он подчеркнул, что такая позиция Госстроя РФ согласована с Минэкономразвития и Минфином.

Это означает, что будущее Мариинского театра – строительство нового здания и последующая реконструкция старого – будет решено к началу апреля. А борьба художественного руководителя – директора Мариинского Валерия Гергиева театра с правительственными чиновниками, а потом с властями и архитектурными генералами Санкт-Петербурга, переходит в новую стадию. Три месяца назад  Гергиев в интервью Газете начал публичную компанию с целью  продвижения проектов реконструкции Мариинского театра и строительства культурно-делового центра «Новая Голландия», которые полтора года пылились в правительстве. После этого решительного шага Гергиева ситуация вокруг реконструкции его театра стала развиваться стремительно, обрастая политическими интригами. Вот и решение об объявлении конкурса озвучено в тот момент, когда Гергиев выступает в США. А Анвар Шамузафаров, который все это время склонялся к предложенным Гергиевым проектам, теперь говорит о выборе проектов вне «личных связей».

Гергиев всегда отстаивал схему объединения, хотя бы на идеологическом уровне, двух проектов – нового здания Мариинки и  «Новой Голландии». Но еще после ноябрьской встрече с Михаилом Касьяновым стало известно, что премьер-министр уговорил худрука Мариинки на разделение двух этих проектов, причем правительство готово целиком профинансировать создание современного здания театра за счет бюджетных средств. Для этого до конца нынешнего года должна быть расчищена площадь на противоположном от исторического здания театра берегу Крюкова канала – будут снесены здания ДК  им. Первой пятилетки, жилой дом и школа. Новая сцена и зал, который должен вмещать не меньше публики, чем вмещает нынешний «дом Гергиева»,  будут соединяться с историческим зданием стеклянным переходом. Только после этого станет возможна полная реконструкция и техническое переоснащение здания бывшего императорского театра. Проект строительства рассчитан на четыре года потребует, как минимум, 100 млн. долларов.

Для Валерия Гергиева проталкивание этих колоссальных строительных проектов носит принципиальный характер. Гергиеву с его раскрученной на Западе труппой тесно как в Мариинке, так и в Питере вообще. Из роли художественного руководителя театра, который много и успешно гастролирует по миру, он давно вырос и явно мечтает о влиянии на судьбы города. Поэтому он не устает говорить о здании оперы в Сиднее, ставшей эмблемой всей Австралии, об американских «Кеннеди-центре» и «Линкольн-центре», которые определяют лицо Вашингтона и Нью-Йорка. Но  политическая и культурная элита Питера относятся к этим стремлениям Гергиева с болезненной настороженностью.

Согласившись в ноябре с решением Касьянова, Гергиев создал возможности для политического маневрирования. В пику разрабатывающимся в Питере проектам, он отдает предпочтение  проектам модного американского архитектора Эрика Мосса. Гергиеву всеми силами хочется избежать участи Большого театра: заканчивающиеся строительные работы его филиала вызывают мало энтузиазма у специалистов по архитектуре. Но представленные проекты Мосса стали причиной нового витка подковерной борьбы вокруг реконструкции театра. Против Мосса активно выступают питерские архитектурные чиновники, а правительственные чиновники стараются не делать никаких серьезных заявлений. Губернатор Яковлев за все это время выразил свое отношение к проектам одной репликой, из которой, правда, стало ясно, что он их не поддерживает. В последние дни этот вопрос оказался вообще секретным – чиновники ждали до чего договорится Валерий Гергиев с президентом РФ после заседания комиссии по празднованию 300-летия Петербурга. Видимо, президент убедил Гергиева отказаться от радикальных решений вопроса реконструкции.

Гергиеву же проекты Мосса импонируют именно из-за их эпатажности, а также из-за возможности привлечения под них западных инвестиций.  Возможно, он еще не сдался и будет пытаться воздействовать на результат конкурса. Возможно, у него уже есть президентские авансы на строительство «Новой Голланди». В любом случае, худрук Мариинки вряд ли может смириться с тем, что к 300-летию Петербурга власти города собирается провести лишь очередную покраску фасада театра.

Вадим Журавлев, “Газета” 13 февраля 2002 года

Журналист, критик, продюсер