СПИВАКОВ НЕ ТЕРПИТ ПИСКА

 

spivakov3

Сонатный вечер начался курьезом, а закончился успехом 

Воскресный сольный концерт Владимира Спивакова в рамках организованного им в Большом зале Московской консерватории международного музыкального фестиваля начался с писка. Вышедший к публике музыкант и первые ряды партера обратили внимание на звук, который исходил от телевизионной аппаратуры, установленной на сцене для трансляции по каналу «Культура». Тонкий слух скрипача быстро вычислил его источник, дряхлая аппаратура самого культурного телеканала замолчала, и знаменитый музыкант смог приступит к своим прямым обязанностям.

Славящаяся своими великими традициями русская скрипичная школа нынче осталась без лидера. Гидон Кремер и Виктор Третьяков уже давно приезжают на родину в гости, молодые звезды Максим Венгеров и Вадим Репин, состоявшиеся на западе музыканты, тамошней публике и отдаю предпочтение. Владимир Спиваков, которого все больше отождествляют с дирижерской профессией, на много лет отошел от сольной карьеры.

Года три назад он решил к ней вернуться и, как оказалось, не зря. В дуэли смычка и дирижерской палочки установилось перемирие, ознаменованное солидными ангажементами Спивакова-солиста с лучшими оркестрами и на самых престижных площадках мира. В Москве он играет сольные программы раз в году, и даже самые ярые критики Владимира Спивакова снимают шляпу перед его амплуа мыслящего виртуоза.

Воскресный концерт фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…» был посвящен памяти великого русского скрипача Давида Ойстраха, также любившего в своем творчестве совмещать партии солиста и дирижера. 30 сентября Ойстраху исполнилось бы 93 года. Он начинал свою карьеру на скрипке, которую в шутку называли «Самовариусом», приобретя инструмент работы Страдивари только за несколько лет до кончины.

Спиваков, играющий на «Страдивариусе», отданном ему в пожизненное пользование одним из многочисленных поклонников, выбрал для вечера-посвящения произведения, которые прославили Давида Ойстраха.

Открывался концерт Десятой скрипичной сонатой Бетховена, которую, по словам Спивакова, Ойстрах особенно выделял. Последняя соната композитора не так популярна среди исполнителей как ее предшественница – знаменитая «Крейцерова». Но написанная в эпоху, когда стареющий композитор-мизантроп пережил целую серию романтических влюбленностей, она удивительным образом маскирует виртуозность под покровом лирической тоски и меланхолических разочарований.

К удивлению публики, приученный в былые годы к псевдоромантическому исполнению бетховенской музыки, Владимир Спиваков и его концертмейстер Александр Гиндин продемонстрировали стилистическую утонченность, граничащую с аутентизмом. Никаких романтических красот и «жирного» звука, только особая выразительная манера игры, которой славится Владимир Спиваков.

Оттаивание зала произошло в Итальянской сюите Стравинского. Спиваков и Гиндин блестяще справились с постмодернистскими играми композитора в старинную музыку, в которой сквозь гавот и менуэт прорываются неоклассицистские гармонии и даже джазовая изломанность. А виртуозная тарантелла заставила публику задохнуться от восторга.

Последним номером программы числилась гигантская Скрипичная соната Сезара Франка, исполнением которой любят блеснуть многие скрипачи, но почти всегда публика воспринимает это произведение как заумное и скучное. Так было даже на московском концерте недавно скончавшегося великого скрипача Исаака Стерна, когда он играл сонату Франка в Москве. Не в последнюю очередь из-за того, что выдающиеся скрипачи любят выступать с плохими пианистами-таперами.

Спиваков не стремится блеснуть прекрасной игрой на фоне заурядного концертмейстера, поэтому выбор молодого Александра Гиндина оказался оправданным. Молодой лауреат конкурса им. Чайковского смог составить достойную конкуренцию маститому скрипачу. Их дуэт сыграл зыбкую, размытую музыку французского композитора с картезианской четкостью, и, кажется, впервые за последние годы никому в зале скучно не было.

Оглушительный успех сонатного вечера заставил поверить в то, что Владимир Спиваков претендует на лидерство не только в организации музыкальных фестивалей, но и в роли наследника блестящих ойстраховских традиций.

Вадим Журавлев, «Газета», 1 октября 2001 года

Журналист, критик, продюсер